Экспертное мнение: международные грузоперевозки через Казахстан
Разговоры об амбициозных транспортных проектах, соединяющих страны и континенты, сегодня активно ведутся на всех уровнях и не сходят с первых полос СМИ. Международные грузоперевозки всегда были актуальной отраслью экономики, но сейчас, когда мир становится все более глобальным и мобильным, важность логистики просто невозможно переоценить. В связи с этим логично, что именно об этом зашла речь на очередном заседании экспертного клуба «Мир Евразии», о котором рассказывает «Виртуальная таможня» со ссылкой на total.kz.
Во-первых, аналитики убеждены, что транзитная «карта» становится все более решающей в мировой экономике. Если раньше роль страны в мире определяла ее промышленная мощь и (или) наличие полезных ископаемых, то в двадцать первом веке главную роль будет играть наличие развитой транспортной инфраструктуры. Другими словами, чем больше международных грузоперевозок будет проходить через страну, тем важнее будет ее роль в мировой экономике.
По мнению политолога Эдуарда Полетаева, в ближайшие годы главный поток грузов в мире будет проходить между европейскими и азиатско-тихоокеанскими странами. Главная нагрузка на этом направлении ложится на Индийский океан, на который приходится больше трети всех международных грузоперевозок в мире и 98% – между Европой и Азией. Но возможности Индийского океана не безграничны, они ограничены возможностями Суэцкого канала, считает политолог.
Железнодорожные проекты имеют большие перспективы в силу того, что кратчайший путь между Европой и Азией проходит именно по суше. На данный момент главная проблема – недостаточная скорость движения. Если ее повысить, международные грузоперевозки можно осуществлять быстрее, чем по морю. Это требует внедрения совершенно новых инноваций. Одним из перспективных проектов является проект «Один пояс – один путь», который продвигает Китай. Казахстан, Россия и Беларусь также находятся в числе бенефициаров этих процессов.
Однако, по словам политолога Замира Каражанова, последнее время Китай стал более прохладно относиться к европейским и вообще западным компаниям. Это уже ощутили на себе и европейские, и американские компании, занятые в международных грузоперевозках. Это «сдерживает возможности трансевразийской торговли», считает эксперт.