Грузия не стремится развивать международные перевозки из Казахстана
Группа экспертов из грузинской организации «Центр по исследованию транспортных коридоров Грузии» заявила, что возможности грузинской дипломатии плохо используются для развития международных перевозок на казахстанском направлении. Об этом сообщает Regnum.
По мнению экспертов, Грузия прилагает недостаточно усилий по дипломатическим каналам, чтобы привлекать грузы из Казахстана в свою транспортную систему и таким образом выигрывать на транзитныхмеждународных перевозках. Потенциал такого сотрудничества используется далеко не полностью, и «виновата» в этом в основном политика.
В первую очередь экспертов волнуют перевозки по Казахской железной дороге, которые с 2016 года непрерывно растут. В 2016 году объем международных перевозок (совокупно импорт и экспорт) составлял 121 млн тонн, в следующем году это было уже 128 млн тонн, в 2018 году – 136 млн. При этом 73% от всего объема перевозок по железным дорогам Казахстана представлял собой экспорт.
63% от всего экспорта и импорта Казахстана приходится на Россию. Через ее территорию значительная часть грузов идет дальше в Европу. 20% достается Узбекистану, 10% – Китаю, 4% – Туркмении. И лишь 1% от общего объема транзитных грузов Казахстана проходит через транспортные артерии Грузии.
Отчасти такое положение дел объясняется политическими причинами. Эксперты центра объясняют: «При возникновении в Казахстане крупных грузопотоков Россия прибегнет к упреждающим действиям с целью завладения грузопотоком», что может быть невыгодно грузинской стороне. Однако рост международных перевозок тормозят и чисто экономические причины, например недостаточно развитая портовая инфраструктура в Грузии. Ряд грузинских политиков обвиняют правительство в саботаже строительства нового порта Анаклия и даже желании его полностью заморозить.
Тем временем грузинская экономика за 2019 год выросла на 5,2% по сравнению 2018 годом. Об этом стало известно 31 января, после публикации последних данных Национальной службы статистики Грузии.