Международные перевозки пройдут из Китая в Узбекистан
Уже в 2018 году может начаться строительство нового масштабного проекта в сфере международных перевозок – железной дороги между Китаем, Киргизией и Узбекистаном. Этот проект обсуждается уже два десятилетия и долгое время стоял на месте, но, по данным vesti.kg, на уровне глав правительств достигнуто соглашение о подписании межправительственного соглашения уже к лету следующего года.
Между тем эксперты считают, что проект будет непростым. Главная проблема – окупаемость. Велика вероятность, что проект окупится только через 15–20 лет, и это очень не нравится инвесторам. «Даже на 15 лет сложно рассчитывать», – объясняет киргизский эксперт по логистике Марат Мусуралиев. Международные перевозки по маршруту Китай – Кыргызстан – Узбекистан могут проходить как через Ишкертам, так и через Торугарт, но окупаемость в любом случае будет невысокой.
Почему окупаемость трассы столь невысока? Главная проблема – сложность конкуренции с морским транспортом. Если по море перевозка одного контейнера стоит в пределах 700-800 долл. США, то по железной дороге доставка аналогичного контейнера может занять до 4000 долларов из-за сильной разницы в потреблении топлива.
«Узбекистан построил ветку в Туркменистан через Казахстан, – приводит пример г-н Мусуралиев. – Это степь, дорога проще некуда, но линия все равно недогружена. Просто никогда наземный транспорт не обойдет морской».
Говоря об инвесторах, в первую очередь надежды возлагают на Китай, который наиболее всех заинтересован в строительстве новой трассы. В этом отношении некоторых экспертов беспокоят возможные геополитические риски проекта: Бишкеку не выгодно, чтобы южный Кыргызстан был экономически лучше связан с Китаем, чем с собственной столицей. Это тот случай, когда на рынке международных перевозок ощутимую роль играет политика.
По мнению Марата Мусуралиева, в трассе Китай – Кыргызстан – Узбекистан в первую очередь заинтересован Китай, затем Узбекистан, а Кыргызстан – в наименьшей степени в силу низкого развития внутренней железнодорожной сети республики. Еще одна проблема, которая часто осложняет международные перевозки по железной дороге – несовместимость колеи. На трассе Китай – Кыргызстан – Узбекистан придется менять колесную базу не один, а целых два раза: сначала на китайско-узбекской границе (1520), затем на туркмено-иранской (1435).